суббота, 12 мая 2012 г.

Организм новорожденных. Часть 3

Желудок. Желудок новорожденного ребенка в возрасте 3 месяцев отличается не только малыми размерами, но и слабым развитием мышц; недостаточно развит также и нервный аппарат, ведающий его движениями и отделением желудочного сока.
Срыгивание. Недостаточное развитие желудка и нервной системы является причиной срыгивания молока, частого, в первые месяцы жизни: ребенок без всякого, по-видимому, усилия, без напряжения живота выбрасывает обратно часть проглоченного молока после кормления. В отличие от рвоты срыгивание происходит без всяких предвестников, т. е. без тошноты, побледнения лица и т. д. Как до срыгивания, так и после него ребенок остается веселым, он просто как бы «сливает» излишнее количество молока. Чаще всего это происходит при укачивании, а также когда ребенка пеленают или кладут на живот вскоре после кормления.

Если ребенок срыгивает только лишнее молоко, то это, может быть, и неплохо, но бывает, что частым срыгиванием он лишает себя необходимой пищи. Поэтому при частом срыгивании  надо тщательно следить за весом ребенка и советоваться с врачом консультации. У ребенка старше 3 месяцев срыгивания обычно становятся реже и, наконец, совсем прекращаются.
Как долго пища остается в желудке? Грудное молоко, принятое в нормальном количестве, переходит из желудка в кишки через 2—2.5 часа, а коровье — через 3—3.5 часа. Вода и отвары остаются в желудке очень недолго.
Кишечник. Особенностью кишечника является, во-первых, слабое развитие мышечного слоя в его стенках, вследствие чего он легко раздувается газами, а во-вторых, довольно большая длина его по сравнению с ростом ребенка.. Длина кишок у грудного ребенка превышает его рост почти в 7 раз, а у взрослого — только в 4 раза. У грудных детей количество пищи, поступающей в кишечник, в 3 раза с лишним больше, чем у взрослого, если рассчитывать это количество на 1 килограмм веса тела.
Печень. Такой же сравнительно большой величиной отличается печень у детей до одного года. Печень — это главная химическая лаборатория нашего тела; вся всосавшаяся в кишечник пища вместе с кровью проходит через печень, которая перерабатывает ее в нужные для организма вещества. Вредные для организма вещества задерживаются в печени, обезвреживаются и вместе с желчью выносятся из организма с испражнениями.
Кал. Испражнения новорожденного в первые 2—3 дня представляют собой слизистую массу буровато-зеленого цвета. Если ребенок правильно вскармливается грудным молоком, испражнения постепенно становятся желтыми, как горчица, и приобретают кисловатый запах. В испражнениях бывают иногда белые комочки; состоящие главным образом из жира, и зеленоватая слизь, однако это еще не является заболеванием. Ребенок испражняется обычно 3—4 раза в сутки, а иногда чаще или реже, в зависимости от того, как он приспособляется к сосанию и перевариванию пищи. На прохождение пищи через весь желудочно-кишечный канал требуется примерно от 18 до 24 часов.
Почки. В первые 2—3 недели ребенок выделяет с мочой большое количество солей, которые можно иногда заметить на пеленках в виде желтого песка. Ребенок мочится 15 раз в сутки и более, приблизительно 2 раза в промежутке от одного кормления до другого. При голодании и повышенной температуре он мочится реже.
Нервная система. Головной и спинной мозг — это важнейшие органы нашего тела. Они управляют всей работой организма, всеми процессами, которые в нем происходят. Наше тело пронизано тончайшими нервными волокнами, каждая клеточка организма связывается этими волокнами с головным и спинным мозгом. При помощи нервной системы мы узнаем, что делается вокруг нас. Органы чувств — глаза, уши, нос, язык и кожа, получая раздражения извне, передают их по чувствительным нервам мозгу; от мозга раздражения уже по другим — двигательным — нервам передаются соответствующим мышцам, которые приводят в движение голову, конечности и туловище. Таким образом, работа всего нашего тела зависит от нервной системы, в которой ведущую роль играет кора головного мозга, т. е, наружный слой мозгового вещества, состоящий из многих миллионов мельчайших нервных клеток. Как и некоторые другие органы, нервная система в раннем возрасте еще не вполне развита. Именно этим и объясняется беспомощность ребенка, который в первые недели жизни не может даже держать прямо голову. Движения ребенка, его умственное развитие, все его поведение связаны с развитием коры мозга и всей нервной системы, правильное же развитие последних связано с питанием, уходом и воспитанием ребенка.
Органы чувств являются специальными приспособлениями организма, воспринимающими соответствующие раздражения из внешней среды и передающими их коре головного мозга.
Вкус у маленьких детей развит очень хорошо. Если ребенку даже в первые дни жизни смазать язык чем-либо сладким или горьким, то на его лице можно заметить выражение удовольствия или неудовольствия. Не так резко он реагирует на кислое и соленое. Приученный в дальнейшем к сладкому, ребенок нередко отказывается от воды и пищи, если они не подслащены.
Слух. Громкие звуки ребенок несомненно слышит с первого дня жизни, но отвечает на них только общим вздрагиванием. Барабанная полость уха у него еще заполнена слизистой жидкостью; через несколько дней эта жидкость всасывается и полость заполняется воздухом. У ребенка постепенно развивается слух, а примерно через 2 месяца он уже поворачивает голову на звук.
Зрение. Ребенок видит с момента рождения. В первый же день зрачок сокращается от света не только у доношенного, но даже и у недоношенного новорожденного. При очень сильном свете ребенок закрывает глаза, беспокоится и нередко даже кричит. Глазные яблоки у ребенка 1—2 месяцев беспорядочно двигаются во все стороны. Иногда наблюдается косоглазие, которое обычно через 1—2 месяца исчезает.
Обоняние. Обонянием дети обладают, по-видимому, с самого рождения. Можно предполагать, что грудь матери новорожденные находят по запаху. Сильно пахнущие вещества вызывают у ребенка беспокойство.
Осязание. Чувствительность кожи, вероятно, развивается у ребенка еще до рождения. На боль ребенок реагирует по-разному: при болях в кишечнике (колики) он кричит сильно и долго, а после пореза или укола кожи он только раз вскрикнет и туг же затихнет. На ощущение зуда в коже ребенок сначала в самом раннем возрасте реагирует общим беспокойством, позднее начинает чесать кожу, но не там, где имеется зуд, а где его пальцы касаются кожи, так как не умоет еще определять место зуда.
Из приведенного выше краткого описания органов ребенка видно, что они все в соответственно меньших размерах имеются у ребенка и выполняют соответствующую работу, но все таки ребенок не является маленькой моделью взрослого. Выполнение работы органами ребенка является первое время несовершенным, что зависит от неполного еще развития нервной системы и важнейшего ее отдела — коры головного мозга.
У ребенка еще нет способности приспособляться к изменениям внешней среды, он еще не в состоянии поддерживать температуру своего тела на одном уровне, легко охлаждается и легко перегревается, не может переваривать ту или иную пищу и т. д. Поэтому для правильного развития требуется материнское молоко, сознательный, тщательный уход и соответствующее воспитание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий